Многие люди думают, чтобы бороться с бедностью, нужно работать над психологическими установками.

Они уверены, что достаточно научиться правильному финансовому мышлению, и деньги потекут сами собой. Но бедность далеко не всегда обусловлена финансовыми ошибками. Очень часто она превращается в замкнутый круг, из которого невозможно выбраться даже при большом желании. Это происходит в том числе из-за того, что нехватка ресурсов делает с биологией человека.

Что такое стресс бедности

«Моя годовая зарплата превышает 700 000 $⁣ (50 391 740 Р). Моя последняя серия книг о количественном финансировании только что вышла на международный рынок. Но этого всего недостаточно», — написал в своем эссе «Почему бедность похожа на болезнь» известный финансист и член американского Совета по международным отношениям Кристиан Купер. Он признался, что живет в постоянном стрессе — из-за страха вернуться в голодные времена. Он решил не заводить детей в том числе потому, что никогда не чувствует себя в финансовой безопасности.

Купер был старшим ребенком в многодетной семье, в которой не хватало денег даже на еду. Он учился в нелегальной христианской школе, в ней не было учителей, лишь жена проповедника изредка проводила уроки. Его одноклассники жили в таких же условиях, многие из них давно погибли от передозировки героином. Но Купер выжил — когда ему было 15, профессор местного колледжа взял его под свое крыло. Он помог ему получить образование и устроиться на работу.

То, что испытывает Купер, называется финансовой тревогой. Она свойственна почти всем людям, но иногда становится такой сильной, что больше напоминает посттравматическое расстройство.

Даже если проблема с деньгами решена, эта тревога уходит далеко не всегда. Все дело в том, что бедность — это гораздо больше, чем просто нехватка ресурсов. Ее влияние на жизнь столь велико, что под ее воздействием меняются многие процессы в организме.

Главный механизм, который превращает бедность в физиологическую проблему — это стресс. Он выработался благодаря эволюции, чтобы приводить нервную систему в мобилизованное состояние: повышаются уровень кортизола, давление и частота сердечных сокращений. Кровь приливает к мышцам, они напряжены и готовы к повышенной нагрузке. Это помогает человеку успешнее реагировать на угрозы.

Но если нервная система постоянно возбуждена, это истощает организм и перестраивает его работу. Стресс превращается в хронический. Именно это делает стресс бедности таким опасным — он не отступает никогда и не дает передохнуть: если не решать финансовые проблемы, они надвигаются с еще более ужасающими масштабами.

Бедность увеличивает риски почти всех проблем, с которыми может столкнуться человек: ожирения и диабета, онкологии, депрессии и тревожности, заболеваний сердца, деменции, одиночества и ранней смерти. Иногда в 10 раз.

Эти риски не исчезают полностью, даже если нужды больше нет. А нередко они даже передаются по наследству. Изучение переживших блокаду Ленинграда показало, что даже у их внуков и правнуков сохраняется повышенный риск ожирения, остеохондроза, заболеваний сердца и патологий зубов.

Примерно к таким же выводам пришли исследователи, изучавшие последствия голодной зимы 1944—1945 годов в Голландии. У детей, выношенных в этот период, на протяжении жизни наблюдался повышенный риск разнообразных заболеваний, а также их карьерные успехи, как правило, были более скромными, чем у тех, кого вынашивали в более спокойное время.

Голод — это экстремальное проявление бедности. Для того чтобы стресс бедности повлиял на здоровье, достаточно и просто нехватки ресурсов. Некоторые изменения появляются еще до рождения.

Как бедность влияет на мозг

Парадокс стресса бедности в том, что он начинает разрушать здоровье и психику до того, как человек осознает себя бедным. Исследования показали, что хронический стресс беременной женщины приводит к изменениям в развитии мозга ребенка. Из-за постоянного напряжения меняется секреция гормонов, участвующих в эмоциях, познании и поведении. Последствия могут проявляться в младенчестве, а могут сохраниться на всю жизнь в форме тревожности, депрессии, агрессии, гиперактивности, а также низкой стрессоустойчивости. Если дефицитная среда сохраняется и после рождения, это усугубляет проблемы.

В 2015 году нейробиолог из Колумбийского университета Кимберли Ноубл опубликовала исследование, в котором проанализировала МРТ-сканы более тысячи детей. Она обнаружила, что у тех из них, кто жил в бедности, площадь коры головного мозга в среднем на 6% меньше, чем у детей из состоятельных семей.

Именно эта часть мозга ответственна за большую часть когнитивной работы. Тесты показали, что участники эксперимента из бедных семей хуже читают, концентрируются, запоминают и имеют меньший словарный запас. Ноубл подытоживает: уже к двухлетнему возрасту различия в мозге богатых и бедных становятся заметными. В среднем результаты когнитивных тестов ребенка из нуждающейся семьи будут на 60% ниже.

Что именно приводит к такому результату, ученые пока не знают. У Ноубл две теории. Во-первых, это может быть связано с тем, что состоятельные семьи больше вкладываются в образовательную среду. Во-вторых, финансовый стресс часто приводит к менее теплым отношениям в семье. Если родителю приходится работать на нескольких работах, вряд ли у него будет возможность проводить много времени с ребенком.

Но, конечно, из-за бедности меняется не только кора головного мозга. Также есть свидетельства, что финансовые сложности уменьшают объем серого вещества и мешают связанной работе разных частей мозга. К тому же хронический стресс негативно влияет на работу гиппокампа и миндалины, отвечающих за память и эмоциональные реакции.

При этом Кимберли Ноубл отмечает, что эффект бедности на мозг не всегда одинаков. Ее исследование отражает лишь общие тенденции, из которых есть масса исключений. Например, она видела много бедных детей, чей мозг не отличается от мозга их состоятельных ровесников. Нужда — это фактор риска снижения когнитивных способностей, но некоторым счастливчикам удается его избежать.

В таких случаях могло сыграть роль языковое развитие. Если родители много разговаривают с ребенком, это доказано повышает когнитивные способности во взрослом возрасте. Ноубл призывает больше говорить с детьми и почаще обсуждать с ними важные вопросы.

Как бедность влияет на решения

Финансовые трудности повышают риск крайне нерациональных решений. Все дело в том, что стресс делает внимание туннельным: человек крайне сфокусирован на одной проблеме и упускает из виду другие важные детали. Он может быстро решить конкретную финансовую задачу, но использовать для этого неадекватное количество ресурсов и тем самым создать новую проблему.

Ученые из нескольких вузов, включая Гарвард и Принстон, продемонстрировали, как это работает в серии экспериментов.

Участники одного эксперимента играли в игру, похожую на Angry Birds. Они были разделены на две группы: «богатые» игроки — им было доступно большое количество попыток попасть по цели, и «бедные» игроки — у них было всего несколько попыток. Изначально предполагалось, что «богатые» покажут результат лучше — ведь у них больше шансов натренировать меткость. Но результат оказался противоположным: игрокам с небольшим числом попыток удавалось точнее попадать по цели, хотя на то, чтобы просчитать каждый выстрел, у них уходило гораздо больше времени. Зато когда «бедным» дали возможность «занять» количество попыток, их меткость испарилась. К тому же многие заняли непропорционально много.

Еще один вывод исследования — нехватка ресурсов в разы повышает когнитивную нагрузку на человека. «Богатые» игроки гораздо меньше устали от игр, несмотря на большое количество попыток, чем «бедные», которым пришлось тратить много энергии на каждый шаг. В реальной жизни в условиях финансовых сложностей происходит то же самое. Каждое мелкое решение — например, поход в продуктовый магазин — требует большого анализа, потому что последствия необдуманного решения могут быть слишком тяжелыми. Причем когнитивная нагрузка возрастает, даже когда решить надо гипотетическую финансовую проблему.

Исследователи опросили посетителей торгового центра в США, среди них были и люди с доходом выше среднего, и те, у кого едва хватает на базовые вещи. Каждому из них задали вопрос: вам нужно потратить 150 $⁣ (10 798 Р) на ремонт машины, как вы поступите — заплатите полную сумму, займете деньги или не будете чинить вообще?

Одновременно с этим респондентов попросили играть в компьютерные игры, которые оценивали их когнитивные способности. На этом этапе разницы в результатах богатых и бедных не было.

Но потом респондентов попросили ответить на тот же вопрос, но цена ремонта возросла до 1500 $⁣ (107 982 Р). Обдумывая ответ на этот вопрос, состоятельные игроки показали те же результаты, но результаты людей с финансовыми сложностями существенно ухудшились. Замеры показали, что их уровень IQ снизился в среднем на 13 баллов. Для сравнения: бессонная ночь снижает уровень интеллекта в среднем на 10 баллов. Вся концентрация этой группы участников была направлена на решение сложной финансовой задачи, из-за этого было почти невозможно думать о чем-то еще.

Похожие результаты показали эксперименты с индийскими фермерами. Они прошли тестирование когнитивных способностей перед сбором урожая — когда у многих из них уже кончаются деньги — и после, когда их труд был оплачен. Во втором случае большинство показало гораздо более высокие результаты.

Соавтор исследования, профессор Принстонского университета Илдар Шафир так объясняет этот механизм: огромная когнитивная нагрузка, которая лежит на людях с финансовыми сложностями, приводит к тому, что они чаще принимают неоптимальные решения. Их мозг всегда занят решением насущных денежных проблем, и это не может не отнимать огромное количество сил. В результате остается меньше времени и энергии на общение с детьми, на быт и на саму работу. Со временем усталость лишь копится, это приводит к еще большему количеству плохих решений и проблем с ментальным и физическим здоровьем.

Как бороться с последствиями бедности

Ученые, изучающие бедность, сходятся во мнении, что для борьбы с ней нужны централизованные программы при поддержке властей. Но какими должны быть эти программы — предмет споров.

Илдар Шафир считает, что правительству очень важно снижать когнитивную нагрузку у бедных людей. Например, будут полезны социальные сервисы для поддержки малоимущих родителей: иногда посидеть с ребенком — это лучшая помощь. А получение финансовой помощи от государства должно быть простым: если для этого нужно отстаивать долгие очереди и подавать десятки заявлений, это лишь усугубляет проблему.

Кимберли Ноубл полагает, что бедность и сопутствующие проблемы со здоровьем можно значительно сократить с помощью обычных выплат. Сейчас она участвует в исследовательской программе «Первые годы жизни». К участию в ней привлекли тысячу беременных женщин, живущих за чертой бедности. В течение пяти лет после рождения ребенка им будут выплачивать деньги, увеличив месячный доход на 20—25%. Ноубл собирается проанализировать, как это скажется на развитии детей и их уровне стресса.

Ни Шафир, ни Ноубл не дают советов о том, как выбраться из бедности. Кристиан Купер, успешный финансист с финансовой тревожностью, говорит, что все истории успеха — это в первую очередь редкая удача, а не результат невероятной работы над собой. Что действительно может помочь — это финансовая грамотность и стремление откладывать хотя бы небольшие суммы, а также навыки регуляции стресса бедности.

Примерно такие же советы можно дать тем, кто уже не живет в нужде, но все еще переживает из-за денег слишком сильно. Ноубл говорит: бедное детство — это не приговор, и напоминает про нейропластичность. Человеческий мозг способен меняться в ответ на новый опыт в любом возрасте. Например, исследования показывают, что сеансы психотерапии помогают снизить финансовую тревожность среди людей с низким доходом. Вот несколько упражнений, которые могут быть полезны.

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.